Наркотики (в широком смысле этого слова, то есть психоактивные вещества – ПАВ) можно увидеть сегодня во многих местах. Опыт детей непременно приводит ребенка к встрече с ними (сначала – в виде наблюдений за курящими людьми, за теми, кто употребляет спиртные напитки, потом – в виде возможности самому совершить пробу). Поэтому говорить об этом явлении необходимо, как мы говорим с ребенком о любом явлении, существующем в жизни. И лучше это делать на том этапе, когда реально еще не стоит перед ребенком проблема возможной пробы, а он лишь наблюдает это явление в жизни. Предотвращая его любопытство перед неизвестным, необходимо, чтобы это явление не было таким уж неизвестным. Было бы неправомерно утверждать, что в разговорах с детьми необходимо отдельно выделять тему наркотиков: если в семье есть традиция вообще говорить с ребенком на разные жизненные темы, то разговор о наркотиках логично впишется в общий контекст бесед и не станет чем-то из ряда вон выходящим, способным привлечь излишнее внимание ребенка, как того опасаются некоторые родители.

Что именно говорить ребенку о ПАВ и какими словами? Здесь следует подходить с позиции учета возраста ребенка. Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста еще способны доверять родителям как источнику информации, поэтому информация о негативных последствиях употребления наркотиков для здоровья человека будет уместна. С возрастом роль родителей постепенно снижается, и их слова о вреде наркотиков вступают в противоречия с собственными наблюдениями (и никто из знакомых курящих и выпивающих не умер от этих негативных пристрастий!).

А если еще вспомнить так распространенное в подростковом возрасте убеждение в собственной неуязвимости (да, это может случиться, но только не со мной!), влияние референтной группы и авторитетный опыт товарищей, становится понятно, что одними средствами запугивания здесь уже не обойтись. В подростковом возрасте если уж и говорить о негативных последствиях знакомства с психоактивными веществами, то, скорее, не для здоровья, а для личности человека, об искажении отношений с другими людьми, как о

помехе в реализации жизненных перспектив, как о наиболее важных ценностях именно подросткового возраста.

Всегда следует помнить, что воспитание детей не сводится только к разговорам с ними. Ребенку важна демонстрация позиции взрослого по отношению к какому-либо явлению. Поэтому разговор о наркотиках должен и может представлять собой отнюдь не сидение на кухне и часовую беседу на заданную тему. Это могут быть реплики взрослого относительно таких проблем как курение, употребление алкоголя; могут быть рассказы о знакомых людях, испытывающих на себе негативные последствия употребления наркотиков, личные наблюдения и мнения.

Говоря с ребенком о психоактивных веществах, непременно следует учитывать возраст ребенка. Форма разговора должна быть доступна ему, в разговоре не должны содержаться слишком сложные и непонятные слова и термины, а если что-то новое и проговаривается, необходимо пояснить ребенку значение нового слова.

Психоактивных веществ много. О каких именно следует упоминать в разговорах родителей с детьми? Все зависит от возраста ребенка.

Следует давать информацию о тех ПАВ, о существовании которых сын или дочь уже знает из своего жизненного опыта, например, видя вокруг курящих людей или зная о традиции употребления алкоголя за праздничным столом. Поэтому уже с детьми не позднее младшего школьного возраста (а, быть может, и в старшем дошкольном возрасте, особенно в крупных городах), следует говорить о табаке. В том же младшем школьном возрасте непременно затрагивать тему алкогольных напитков (в том числе пива!), а с учащимися средних классов школы строить разговор о некоторых видах наркотических или токсикоманических веществ.

Если среда, в которой растет ребенок, не предусматривает возможности встречи его с какими-либо веществами, то давать информации больше, чем способен увидеть ребенок вокруг, не нужно. А если среда воспитания подразумевает более раннее знакомство ребенка с теми или иными ПАВ, разговор о них следует начинать раньше, чем со сверстниками, растущими в другой обстановке.

Все, кто сталкиваются с проблемой химических зависимостей, рано или поздно непременно задают себе вопрос: «А какие факторы в жизни человека способствуют развитию этих опасных заболеваний?».

Социальными факторами являются:

·   воспитание ребенка в неполной семье;

·   постоянная занятость одного из родителей (длительные командировки, деловая загруженность и т.п.);

·   единственный ребенок в семье;

·   плохо организованная среда: без установленных правил, четкой дисциплины, должного контроля над действиями ребенка;

·   слабые социальные связи (нет ощущения принадлежности к какой-либо социальной группе);

·   несоблюдение семьей, друзьями норм социального поведения;

·   попустительское отношение семьи и ближайшего окружения к насилию, злоупотреблению психоактивными веществами, негативному поведению и т.д.;

·   приобщение в раннем возрасте к «первичным наркотикам» (алкоголь, табак), наличие друзей, злоупотребляющих психоактивными веществами или являющихся жертвами насилия в семье;

·   недостаточная связь со школой, отсутствие интереса к учебе и работе;

·   употребление родителей наркотиками, легкий доступ к наркотикам;

·   плохая успеваемость;

·   случаи насилия или употребления наркотиков в семье.

Довольно часто в семьях, соответствующих этим пунктам в нашем списке, воспитание детей носит либо несистематический, либо гиперпротективный характер (то есть за ребенка все время думают и решают взрослые). Следствием этого является формирование социально пассивной, безответственной, неуверенной в себе личности, ориентированной преимущественно на потребление, не способной прикладывать усилия для построения своего будущего. Кроме того, зачастую отсутствует (или несостоятельна) программа построения этого будущего, так как старшие не научили ребенка планировать жизнь.

На фоне дефицита эффективной контрпропаганды наркотиков, характерного для нашего общества, незрелая личность беззащитна перед соблазном испытать новые, неизвестные и «приятные» ощущения, «стимулировать» свое воображение и творческие способности. Человек начинает принимать наркотики, а когда приходит понимание, что пора прекращать наркотизацию (рано или поздно это осознают все), именно из-за своих личностных качеств данный индивид не может выполнить непростую, долгую и трудную душевную работу по возвращению к жизни без наркотиков.

К социальным факторам должен быть отнесен и еще один – давление среды. Речь идет о пресловутом «влиянии сверстников». Чем большее влияние имеют наркоманы в окружении того или иного человека, тем труднее ему удерживаться от приема наркотиков. Здоровые и гармоничные люди, находясь в обществе, в котором употребление данного опьяняющего вещества является общепринятым, вынуждены начать его прием, даже не имея на то особого желания (так, например, происходит с алкоголем в России). Тому же процессу способствует расширение рынка наркотиков: легко купить наркотики – легче их употреблять; легче употреблять – ниже становится психологический барьер перед приемом наркотиков; уменьшается психологический барьер – растет количество новых наркоманов.

 

Следующая группа факторов - психологические:

 

·   ощущение собственной незначительности и ненужности;

·   недостаточный самоконтроль, недостаточная самодисциплина;

·   неспособность выражать свои чувства и реакции на себя самого, на других и на ситуацию;

·   неспособность здраво рассуждать и делать здоровый выбор в жизни;

·   недостаточное понимание правил, непонимание того, что решения имеют последствия;

·   непонимание и неприятие социальных норм и ценностей;

·   низкая самооценка и неуверенность в себе.

 

То есть психологические факторы риска – это, по сути, особенности личности человека, которые ведут к снижению психологического барьера перед началом употребления наркотиков.

Что делать, чтобы ребенок не приобрел зависимость от психоактивных веществ? Казалось бы, из перечисленных выше факторов риска следует: воспитайте его закаленным, решительным, мужественным, честным, трудолюбивым, ответственным, образованным, человечным – и все дела. Вряд ли такой станет алкоголиком и наркоманом. Задача, конечно, не из легких. Вряд ли можно предложить готовый ответ.

В жизни порой случается, что родители, обеспокоенные судьбой своего ребенка, не всегда могут так последовательно выделить настораживающие их особенности поведения сына или дочери. Тогда их претензии часто звучат менее четко, но зато не менее грамотно: «С моим ребенкомчто-то не так, что-то изменилось!». Это «что-то не так» – то есть «изменение модуля жизни» вашего ребенка – на деле является надежным ранним признаком возможного употребления психоактивных веществ!

Однако следует помнить, что такие изменения сами по себе однозначно не доказывают присутствия в жизни подростка алкоголя или наркотиков. Они могут сопровождать более простые (с точки зрения взрослого человека), но отнюдь не менее острые (с точки зрения юношества) проблемы, например, отсутствие взаимности в первой любви, крушение надежд, потерю уверенности в себе или неспособность к установлению конструктивных отношений с окружающими. В таком случае необоснованные подозрения в употреблении психоактивных веществ способны нарушить доверительность детско-родительских отношений и подтолкнуть сына или дочь к реальным пробам. Поэтому нужно соблюдать такт и осторожность, заметив тревожные изменения в жизни вашего ребенка, чтобы в случае необходимости суметь прийти ему на помощь. В конце концов, так ли это важно, в какой конкретной ситуации ему эта помощь нужна: в жизни подрастающего человека любая проблема кажется сверхважной, тотальной и уникальной!