Прокуратурой Арсеньевского района в 2017 году обеспечено соблюдение законодательства при принятии нормативных правовых актов органами местного самоуправления в рамках регулирования бюджетного процесса и бюджетных правоотношений. Прокуратурой района проводится мониторинг действующих муниципальных нормативных правовых актов на предмет соответствия действующему федеральному и региональному законодательству, а также вносимым изменениям и дополнениям в бюджетное законодательство.
Так, постановлением администрации муниципального образования Славный от 28.04.2015 № 129 утвержден Порядок формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней муниципальных услуг и работ, оказываемых и выполняемых муниципальными учреждениями муниципального образования Славный (далее – Порядок).
В ходе проведенного прокуратурой Арсеньевского района мониторинга установлено, что отдельные положения данного Порядка не соответствуют требованиям действующего законодательства по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3.1 ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации местными администрациями муниципальных образований устанавливается с соблюдением общих требований, установленных Правительством Российской Федерации, порядок формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней муниципальных услуг и работ, оказываемых и выполняемых муниципальными учреждениями.
Постановлением Правительства РФ от 26.02.2014 № 151 утверждены общие требования к формированию, ведению и утверждению ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными учреждениями) (далее – Общие требования).
18.01.2017 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 31.12.2016 № 1591 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2014 № 151».
Согласно п. 4 Порядка в ведомственные перечни муниципальных услуг и работ включается в отношении каждой муниципальной услуги или работы следующая информация:
а) наименование муниципальной услуги или работы с указанием кодов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, которым соответствует муниципальная услуга или работа;
б) наименование органа местного самоуправления муниципального образования Славный, осуществляющего функции полномочия учредителя муниципальных учреждений;
в) код органа осуществляющего полномочия учредителя в соответствии с реестром участников бюджетного процесса, а также отдельных юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, формирование и ведение которого осуществляется в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации (далее - реестр участников бюджетного процесса);
г) наименования муниципального учреждения и его код в соответствии с реестром участников бюджетного процесса;
д) содержание муниципальной услуги или работы;
е) условия (формы) оказания муниципальной услуги или выполнения работы;
ж) вид деятельности муниципального учреждения;
з) категории потребителей муниципальной услуги или работы;
и) наименования показателей, характеризующих качество и (или) объем муниципальной услуги (выполняемой работы), и единицы их измерения;
к) указание на бесплатность или платность муниципальной услуги или работы;
л) реквизиты нормативных правовых актов, являющихся основанием для включения муниципальной услуги или работы в ведомственный перечень муниципальных услуг и работ или внесения изменений в ведомственный перечень муниципальных услуг и работ, а также электронные копии таких нормативных правовых актов.
Ранее п. 3 Общих требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2014 № 151, содержал аналогичные требования.
Однако Постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 N 1591 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2014 г. N 151.
Так, пункт 3подпункт "б" изложен в следующей редакции:
"б) наименование органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления), осуществляющего функции и полномочия учредителя в отношении государственных учреждений субъекта Российской Федерации (муниципальных учреждений), или государственного учреждения субъекта Российской Федерации (муниципального учреждения), осуществляющего полномочия главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных государственных учреждений субъекта Российской Федерации (муниципальных учреждений) (далее - орган, осуществляющий полномочия учредителя);";
Подпункт "г" признан утратившим силу.
Подпункт "ж" изложен в следующей редакции: "ж) тип государственного (муниципального) учреждения (бюджетное, автономное, казенное) и вид его деятельности;";
В подпункте "и": слова "установленными органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя" заменены словами "установленными при необходимости органом, осуществляющим полномочия учредителя";
Подпункт "л" дополнен словами "или указание на источник их официального опубликования".
Таким образом, п. 4 Порядка необходимо привести в соответствие с вышеизложенными требованиями.
В соответствии с п. 8 – абз. 1 п. 9 Порядка реестровые записи подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного в установленном порядке действовать от имени органа, осуществляющего полномочия учредителя.
Ведомственные перечни муниципальных работ и услуг формируются в информационной системе.
Аналогичные положения содержались в п. 6 и абзаце 1 п. 7 Общих требований.
Однако Постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 N 1591 положения п. 6 и абзац 1 п. 7 Общих требований признаны утратившими силу.
Таким образом, п. 8, абз. 1 п. 9 Порядка подлежит исключению.
Абзацем 2 пункта 7 Общих требований установлено, что ведомственные перечни государственных (муниципальных) услуг и работ размещаются на официальном сайте по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях (www.bus.gov.ru) и на едином портале бюджетной системы Российской Федерации (www.budget.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Однако в соответствии с абз. 2 п. 9 Порядка ведомственные перечни муниципальных работ и услуг, сформированные в соответствии с настоящим Порядком, также размещаются на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях (www.bus.gov.ru) в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Таким образом, абз. 2 п. 9 Порядка необходимо привести в соответствие с вышеуказанными требованиями.
Аналогичные нарушения выявлены в постановлении администрации муниципального образования Арсеньевский район от 18.02.2015 № 88 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней муниципальных услуг и работ, оказываемых и выполняемых муниципальными учреждениями муниципального образования Арсеньевский район».
21.04.2017 вышеуказанные муниципальные нормативные правовые акты опротестованы. Протесты рассмотрены и признаны подлежащими удовлетворению. Муниципальные нормативные правовые акты приведены в соответствие с действующим законодательством.
Прокуратурой района проводятся проверки исполнения требований законодательства при составлении, рассмотрении и утверждении проектов местных бюджетов, внесении в них изменений и дополнений.
В истекшем периоде 2017 года нарушений в данной части не выявлено.
Прокуратурой района обеспечено исполнение требований бюджетного законодательства при формировании доходной части местных бюджетов.
В истекшем периоде 2017 года нарушений в данной части не выявлено.
Прокуратурой района организован постоянный надзор за соблюдением бюджетного законодательства при формировании расходной части бюджетов и расходных обязательств муниципальных образований.
Нарушения выявлены в части разработки, принятия и финансирования муниципальных программ.
Постановлением администрации муниципального образования Манаенское Арсеньевского района от 26.05.2014 № 53 утверждена муниципальная программа «Защита населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в 2014-2020 годах» (с изм. от 16.03.2016).
В соответствии с системой программных мероприятий вышеуказанной муниципальной целевой программы в 2016 году общий объем планируемого финансирования составил 300 тыс. рублей, из них на выполнение мероприятия по строительству и благоустройству пирсов и водоемов – 100 тыс. руб.
Однако мероприятие программы по строительству и благоустройству пирсов и водоемов не выполнялось, финансирование на выполнение вышеуказанного мероприятия не осуществлялось.
Постановлением администрации муниципального образования Манаенское Арсеньевского района от 16.06.2014 № 75 утверждена муниципальная целевая программа «Благоустройство и озеленение территории в муниципальном образовании Манаенское Арсеньевского района на 2014-2016 годы» (с изм. от 16.03.2016).
В соответствии с системой программных мероприятий вышеуказанной муниципальной целевой программы в 2016 году общий объем планируемого финансирования составил 730 тыс. рублей, из них на выполнение мероприятия по устройству выезда на территорию населенных пунктов муниципального образования Манаенское Арсеньевского района – 200 тыс. руб.
Однако данное мероприятие программы не выполнялось, финансирование на выполнение вышеуказанного мероприятия не осуществлялось.
По факту выявленных нарушений прокуратурой района 15.03.2017 внесено представление в адрес главы администрации муниципального образования Манаенское Арсеньевского района, которое рассмотрено и удовлетворено, одно должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
По аналогичным основаниям 15.03.2017 представление внесено главе администрации муниципального образования Арсеньевский район. Представление рассмотрено и удовлетворено.
В апреле 2017 года прокуратурой района проведена проверка исполнения бюджетного законодательства в администрации муниципального образования Астаповское Арсеньевского района, в ходе которой установлено следующее.
Как установлено ч. 1 ст. 9 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований относится в том числе и осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами.
Согласно ст. 120 Бюджетного кодекса РФ учет и регистрация муниципальных долговых обязательств муниципального образования осуществляются в муниципальной долговой книге муниципального образования.
На основании ч. 4 ст. 121 Бюджетного кодекса РФ в муниципальную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств муниципального образования по видам этих обязательств, о дате их возникновения и исполнения полностью или частично, формах обеспечения обязательств, а также другая информация, состав которой, порядок и срок ее внесения в муниципальную долговую книгу устанавливаются местной администрацией. В муниципальной долговой книге муниципального образования в том числе учитывается информация о просроченной задолженности по исполнению муниципальных долговых обязательств.
В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией муниципального образования Астаповское Арсеньевского района порядок внесения сведений об объеме долговых обязательств муниципального образования в муниципальную долговую книгу не определен, муниципальный правовой акт, регламентирующий порядок ведения муниципальной долговой книги, не принят.
При таких обстоятельствах неисполнение администрацией муниципального образования Астаповское Арсеньевского района обязанности по принятию муниципального правового акта, регулирующего бюджетные правоотношения в данной области, влечет нарушение принципов бюджетной системы, установленных главой 5 Бюджетного кодекса РФ.
Аналогичные нарушения бюджетного законодательства выявлены в деятельности администрации муниципального образования Манаенское Арсеньевского района.
12.04.2017 года прокуратурой района в адрес глав администраций муниципальных образований внесены представления об устранении нарушений бюджетного законодательства. Представления рассмотрены и удовлетворены, два должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Прокуратурой района обращено особое внимание на надлежащее формирование и реализацию государственных программ Тульской области и муниципальных программ на поднадзорной территории.
По результатам проведенного анализа соблюдения органами местного самоуправления требований Бюджетного кодекса РФ в части приведения МЦП в соответствие с решением о бюджете, установлено, что по состоянию на 28.02.2017 года в администрации муниципального образования Славный, Манаенское Арсеньевского района, Астаповское Арсеньевского района не должным образом организована работа по приведению муниципальных программ в соответствии с решениями муниципальных образований о бюджете, не все муниципальные программы приведены в соответствие.
В связи с чем и.о. главы администрации муниципального образования Астаповское Арсеньевского района, главе администрации муниципального образования Манаенское Арсеньевского района 28.02.2017 года объявлены предостережения, 02.03.2017 - главе администрации муниципального образования Славный.
Активизирована работа по обеспечению правомерного и обоснованного расходования финансовых средств, выделяемых местным бюджетам из федерального и регионального бюджетов для реализации программ. Нарушений при расходовании указанных средств не выявлено.
Усилен надзор за соблюдением органами местного самоуправления, главными распорядителями и получателями бюджетных средств требований, предъявляемых к порядку исполнения бюджетов.
Прокуратурой Арсеньевского района проведена проверка соблюдения требований бюджетного законодательства в муниципальном казенном учреждении «Централизованная бухгалтерия муниципальных образовательных учреждений» муниципального образования Арсеньевский район (далее – МКУ «ЦБМОУ»).
В ходе проверки установлено, что Учредителем и собственником имущества МКУ «ЦБМОУ» является администрация муниципального образования Арсеньевский район, функции и полномочия Учредителя школы осуществляет администрация муниципального образования Арсеньевский район.
В соответствии с п. 1.1 Устава МКУ «ЦБМОУ», утвержденного постановлением администрации муниципального образования Арсеньевский район от 24.03.2014 № 145, муниципальное казенное учреждение «Централизованная бухгалтерия муниципальных образовательных учреждений» муниципального образования Арсеньевский район является некоммерческой организацией.
Таким образом, МКУ «ЦБМОУ» является участником бюджетного процесса, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В ходе проведенной 23.03.2017 года проверки, в нарушение указанных требований и норм бюджетного законодательства, закрепляющих принцип прозрачности (открытости) бюджетной системы Российской Федерации, на официальном сайте в сети «Интернет» www.bus.gov.ru по состоянию на 23.03.2017 года отсутствует:
1) информация о государственном (муниципальном) задании на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) и его исполнении на 2017 год;
2) информация о показателях бюджетной сметы на 2017 год МКУ «ЦБМОУ»;
3) информация о результатах деятельности и об использовании имущества за 2016 год;
4) сведения о проведенных в отношении учреждения контрольных мероприятиях и их результатах за 2016 год;
5) информация о годовой бухгалтерской отчетности за 2016 год.
По данному факту 24.03.2017 прокуратурой района в адрес директора МКУ «ЦБМОУ» внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, одно должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Аналогичные нарушения выявлены в МКОУ ДО «Арсеньевская ДЮСШ». 24.03.2017 прокуратурой района в адрес директора МКОУ ДО «Арсеньевская ДЮСШ» внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.
В 3 квартале 2017 года прокуратурой Арсеньевского района проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства в администрации муниципального образования Астаповское Арсеньевского района.
Проверка показала, что в муниципальном образовании Астаповское Арсеньевского района в 2016 году действовало 4 муниципальные программы: «Развитие культуры на территории муниципального образования Астаповское Арсеньевского района на 2014 – 2020 годы», «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальном образовании Астаповское Арсеньевского района на 2016 год»,«Развитие территориального общественного управления в муниципальном образовании Астаповское Арсеньевского района на 2016-2018 годы»,«Обеспечение безопасных и комфортных условий для проживания граждан в муниципальном образовании Астаповское Арсеньевского района на 2014-2023 годы».
В ходе проверки установлено, что отчеты о реализации вышеуказанных муниципальных программ за 2016 год не подготовлены, на официальном сайте муниципального образования Астаповское Арсеньевского района в сети «Интернет» не опубликованы.
Аналогичные нарушения установлены в администрации муниципального образования Манаенское Арсеньевского района.
10.07.2017 прокуратурой района в адрес главы администрации муниципального образования Астаповское Арсеньевского района, главы администрации муниципального образования Манаенское Арсеньевского района внесены представления. Представления рассмотрены и удовлетворены, два должностных лица привлечено к дисциплинарной ответственности.
В 4 квартале 2017 года прокуратурой Арсеньевского района проведена проверка исполнения бюджетного законодательства в муниципальном казенном учреждении «Единая дежурно-диспетчерская служба» муниципального образования Арсеньевский район (далее МКУ «ЕДДС»).
В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных норм закона МКУ «ЕДДС» на официальном сайте в сети «Интернет» www.bus.gov.ru по состоянию на 26.10.2017 года не размещена следующая информация:
1) общая информация об учреждении;
2) информация о государственном (муниципальном) задании на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) и его исполнении за 2016-2017 гг.;
3) информация о показателях бюджетной сметы за 2016-2017 гг.;
4) информация о годовой бухгалтерской отчетности за 2016, а именно: отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121), информацию о балансе (ф. 0503130);
5) информация о результатах деятельности и об использовании имущества за 2016 гг.;
6) сведения о проведенных в отношении учреждения контрольных мероприятиях и результатах за 2016-2017 гг.
Аналогичные нарушения выявлены проведенными проверками в МБУ «Арсеньевский центр культуры, досуга и кино», МОУ «Кузьменская СОШ», МОУ «Голубоченская ООШ», МОУ «Пристанционная СОШ», МОУ «Белоколодезская ООШ», МОУ «Литвиновская ООШ», МКОУ ДО «Арсеньевская ДЮСШ», МКУ «Краеведческий музей», МОУ ДО «ДДТ».
Прокуратурой района 06.10.2017 в адрес руководителя МБУ «Арсеньевский центр культуры, досуга и кино», 26.10.2017 в адрес руководителей МОУ «Кузьменская СОШ», МОУ «Голубоченская ООШ», МОУ «Пристанционная СОШ», МОУ «Белоколодезская ООШ», МОУ «Литвиновская ООШ», МКОУ ДО «Арсеньевская ДЮСШ», 12.12.2017 в адрес руководителей МКУ «Краеведческий музей», МОУ ДО «ДДТ» внесены представления об устранении нарушений бюджетного законодательства. Представления рассмотрены и удовлетворены, 6 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 3 представления находятся на рассмотрении.
Кроме того, прокуратурой района после ненадлежащего рассмотрения представлений прокуратуры района в суд направлено 3 исковых заявления об обязании МБУ «Арсеньевский ЦКДиК» (24.10.2017), МКУ «Краеведческий музей» (26.10.2017), МОУ «Голубоченская ООШ» (30.11.2017) разместить информацию на официальном сайте в сети «Интернет»www.bus.gov.ru.
Решениями Одоевского районного суда Тульской области от 09.11.2017 и 30.11.2017 исковые требования в отношении МКУ «Краеведческий музей» и МОУ «Голубоченская ООШ», соответственно, удовлетворены в полном объеме. Определением Одоевского районного суда Тульской области от 14.11.2017 производство в отношении МБУ «Арсеньевский ЦКДиК» прекращено ввиду добровольного исполнения требований прокурора.
Помощник прокурора района
юрист 3 класса Е.А. Авдеева