Порядок приобретения прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения

Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения гражданами и юридическими лицами установлен статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Указанной статьей закреплено, что если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. При этом, цена указанных земельных участков не может превышать их кадастровую стоимость.

Согласно ч. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления  с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок установлен приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 № 475.

В указанный перечень включены следующие документы:

1. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица.

2. Копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок.

3. Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей).

4. При наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:

4.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и

4.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.

5. Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:

5.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и

5.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.

6. Кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.

7. Копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 настоящего Перечня.

8. Сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.

При этом, исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.

В месячный срок со дня поступления заявления орган исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица в месячный срок со дня поступления заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка.

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

 

Последние новости

Примем участие!

КОНКУРСЫ «АКТИВНЫЙ СЕЛЬСКИЙ СТАРОСТА», «АКТИВНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ТОС» ЦЕЛЬ КОНКУРСОВ: ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКИХ СТАРОСТ, РУКОВОДИТЕЛЕЙ ТОС, ИМЕЮЩИХ ДОСТИЖЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСОВ:  с 1 января 2025 года – старт конкурсов;  с 1 января по 29 мая 2025 года – сбор сельскими старостами и руководителями ТОС информации о своей деятельности;  с 30 мая по 11 июня 2025 года – подача заявок на участие в конкурсах в администрации сельских, городских поселений, городских, муниципальных округов. Форму заявки можно получить в администрации;  с 16 июня по 20 июня 2025 года – анализ заявок участников конкурсов;  до 27 июня 2025 года – определение и объявление победителей конкурсов. ПОБЕДИТЕЛЕМ ПРИЗНАЕТСЯ СЕЛЬСКИЙ СТАРОСТА, РУКОВОДИТЕЛЬ ТОС, КОНКУРСНАЯ ЗАЯВКА КОТОРОГО НАБРАЛА НЕ МЕНЕЕ 10 БАЛЛОВ КРИТЕРИИ ОЦЕНОК (деятельность сельского старосты, руководителя ТОС в 2025 году, каждый критерий – 2 балла) информирование жителей о социально-значимых мероприятиях (проведение встреч, сходов граждан, подворного обхода, раздача памяток и т.д.); участие в федеральных, региональных, районных конкурсах;  участие в мероприятиях, направленных на благоустройство, озеленение и создание благоприятных условий для проживания жителей населенного пункта; участие в мероприятиях по профилактике пожарной безопасности, правонарушений; участие в составе комиссий по контролю в ходе приемки работ по текущему и капитальному ремонтам на территории населенного пункта; участие в воспитательной работе с детьми и подростками данного населенного пункта (населенных пунктов); развитие спортивно-массовой работы; организация культурно-массовых мероприятий, праздников улиц, деревни (села); иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством, решениями собрания, конференции граждан.

График проведения личных приемов, консультаций, прямых эфиров в декабре 2024 года.

efir dek.pdf