Прокуратурой Арсеньевского района на постоянной основе осуществляется надзор за законностью муниципальных нормативных правовых актов в сфере законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля.
Так, установлено, что постановлением администрации муниципального образования Арсеньевский район от 28.12.2016 № 423 утвержден административный регламент исполнения муниципальной функции «Проведение проверок при осуществлении муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования Арсеньевский район» (далее – Регламент).
Отдельные положения данного Регламента не соответствуют требования действующего законодательства по следующим основаниям.
Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Так, пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, регламентирующий основания для проведения внеплановой проверки, дополнен подпунктом:
1.1) поступление в орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования).
Однако в пункте 40.1 Регламента, закрепляющем основания для проведения внеплановой проверки органом муниципального жилищного контроля, вышеуказанное основание отсутствует.
В соответствии со ст. 9.1. Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся законодательства об осуществлении государственного и муниципального контроля.
Пункт 40.1 Регламента содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный пп. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, - широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц).
Иные основания для проведения внеплановой проверки, изложенные в пункте 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 277-ФЗ претерпели соответствующие изменения, которые в пункте 40.1 Регламента также отражения не нашли.
В связи с этим пункт 40.1 Регламента необходимо привести в соответствие с действующей редакцией пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 277-ФЗ) в случае, если изложенная в обращении или заявлении информация может в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 14 являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо органа муниципального контроля при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.
Однако пункт 40.3 Регламента в соответствие с вышеизложенными требованиями законодательства не приведен.
Аналогичные нарушения выявлены в постановлении администрации муниципального образования Арсеньевский район от 28.12.2016 № 424 «Об утверждении административного регламента исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования Арсеньевский район», постановлении администрации муниципального образования Славный от 04.10.2013 № 297 «Об утверждении административного регламента исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования Славный», постановлении администрации муниципального образования Славный от 13.03.2013 № 101 «Об утверждении административного регламента исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципального образования Славный», постановлении администрации муниципального образования Славный от 09.04.2013 № 159 «Об утверждении административного регламента исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования Славный».
08.06.2017 года прокуратурой района вышеуказанные муниципальные нормативные акты опротестованы, протесты находятся на рассмотрении.
Прокуратура Арсеньевского района сообщает, что в ходе прокурорского надзора за исполнением законодательства контролирующими органами, эффективностью проделанной ими работы, нарушений, а также коррупционных фактов в сфере исполнения органами контроля своих полномочий, в истекшем периоде 2017 года выявлены следующие нарушения в части подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора).
В соответствии с ч. 5 ст. 7 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" ежегодно органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляют подготовку докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, об эффективности такого контроля и представляют указанные доклады в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий подготовку ежегодного сводного доклада о состоянии государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе в электронной форме, и его представление в Правительство Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 05.04.2010 № 215 утверждены Правила подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) (далее - Правила).
В соответствии с п. 2 Приложения № 1 к Правилам в раздел «Организация государственного контроля (надзора), муниципального контроля» включается, в том числе, информация о взаимодействии органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля при осуществлении своих функций с другими органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядке и формах такого взаимодействия.
Однако в разделе 2 доклада информация о порядке и формах взаимодействия с другими органами государственного контроля (надзора) отсутствует.
В соответствии с п. 5 Приложения № 1 к Правилам в раздел «Действия органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений» включаются, в том числе, сведения о способах проведения и масштабах методической работы с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки, направленной на предотвращение нарушений с их стороны.
Однако в разделе 5 доклада данные сведения отсутствуют.
Кроме того, постановлением администрации муниципального образования Арсеньевский район 22.12.2015 № 563 утвержден Административный регламент осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования Арсеньевский район. В то время как в вышеуказанном докладе информация о его осуществлении отсутствует.
В докладе информация об осуществлении муниципального жилищного контроля в разделах имеется частично, в разделе 3,6 отсутствует полностью.
В связи с изложенным, в администрацию муниципального образования Арсеньевский район 24.03.2017 внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.
По аналогичным основаниям прокуратурой района 24.03.2017 внесено представление в администрацию муниципального образования Славный. Представление рассмотрено и удовлетворено, одно должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Кроме того, по результатам проведенной проверки прокуратурой района вынесены постановления о возбуждении дел об административном правонарушении по ст. 19.7 КоАП РФ в отношении начальника отдела ЖКХ, транспорта, строительства и архитектуры комитета по жизнеобеспечению администрации муниципального образования Арсеньевский район, главы администрации муниципального образования Славный.
Постановлениями мирового судьи судебного участка № 5 Одоевского судебного района от 12.05.2017 и 30.03.2017 начальник отдела ЖКХ, транспорта, строительства и архитектуры комитета по жизнеобеспечению администрации муниципального образования Арсеньевский район и глава администрации муниципального образования Славный соответственно привлечены к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ, им назначено наказание в виде административных штрафов в размере 300 руб. в отношении каждого.
Во 2 квартале 2017 года прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в администрации муниципального образования Арсеньевский район в части, регламентирующей порядок формирования и ведения Единого реестра проверок, в ходе которой выявлены факты нарушения требований статьи 13.3 Федерального закона № 294-ФЗ и ст.ст. 4, 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – Федеральный закон № 8-ФЗ), выразившиеся в несвоевременном размещении администрацией муниципального образования Арсеньевский район на официальном сайте в сети Интернет «proverki.gov.ru» информации о проверках, проведенных при осуществлении контрольной деятельности в отношении субъектов предпринимательской деятельности.
Проверкой установлено, что главой администрацией муниципального образования Арсеньевский район 03.03.2017 издано распоряжение № 48-р о проведении плановой выездной проверки в отношении ОАО «Роспечать» Тульской области ОГРН 1027100593409 ИНН 7107003222.
Вышеуказанная информация должна была быть размещена в ФГИС «Единый реестр проверок» в сети Интернет не позднее 09.03.2017. Однако в электронной карточке плановой проверки юридического лица № 201700513500/71170700513500 информация о дате и номере распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) органа контроля о проведении проверки, реестровом номере функции в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» внесена только 30.03.2017, то есть с нарушением трехдневного срока, предусмотренного п.16 Правил.
Проверкой установлено, что главой администрацией муниципального образования Арсеньевский район 28.03.2017 издано распоряжение № 74-р о проведении плановой выездной проверки в отношении ГУ ТО «Одоевское межрайонное объединение ветеринарии» ОГРН 1047103520914 ИНН 7125024634.
Вышеуказанная информация, предусмотренная подпунктом «а-в» пункта 13 Правил, должна была быть размещена в ФГИС «Единый реестр проверок» в сети Интернет не позднее 31.03.2017. Однако в электронной карточке плановой проверки юридического лица № 201700513501/71170700513501 информация о дате и номере распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) органа контроля о проведении проверки, реестровом номере функции в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» внесена только 14.04.2017, то есть с нарушением трехдневного срока, предусмотренного п.16 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 № 415.
В связи с этим, 05.05.2017 прокуратурой района в адрес главы администрации муниципального образования Арсеньевский район внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, одно должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Кроме того, по результатам проведенной проверки прокуратурой района вынесено постановление о возбуждении дел об административном правонарушении по ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ в отношении муниципального инспектора отдела имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Арсеньевский район.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Одоевского судебного района от 12.05.2017 инспектор отдела имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Арсеньевский район привлечена к административной ответственности по ст. 13.27 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 руб.
Помощник прокурора района
юрист 3 класса Е.А. Авдеева